Средства крепления грузов в вагонах (часть 1)

Требования к размещению и креплению грузов в вагонах и контейнерах при создании схем погрузки

Часть 4 — Разработка схем крепления грузов в вагонах 

При разработке проекта крепления грузов в вагонах следует знать, что для этого применяются растяжки, обвязки, стяжки (в том числе многозвенные), увязки, деревянные стойки, бруски и щиты, упорные башмаки, «шпоры», каркасы, кассеты, пи­рамиды, ложементы, турникетные устройства. Средства крепления могут быть одноразового и многоразового использования (много­оборотные).

Общие технические требования к многооборотным средствам крепления и порядку их эксплуатации приведены в приложении № 2 к настоящей главе. Качество и надежность многооборотных средств крепления обеспечивается стороной, осуществляющей от­правку груза (грузоотправителем). При оформлении чертежа погрузки и перевозочных документов железнодорожная станция может запросить у грузоот­правителя акт периодического освидетельствования многооборот­ного крепежного устройства, подтверждающий его пригодность к использованию.

При установке элементов по схеме крепления и крепежных устройств ис­пользуются стандартные крепежные изделия, например болты, шпиль­ки, гвозди, строительные скобы.

4.1.  Растяжка — средство крепления, закрепляемое одним концом за увязочное устройство на грузе, другим — за специально предназ­наченное для этого увязочное устройство на кузове вагона. Обвяз­ка — средство крепления, охватывающее груз и закрепляемое обоими концами за увязочные устройства на кузове вагона. Стяжка — сред­ство крепления, предназначенное для соединения между собой и на­тяжения других средств крепления (как правило, растяжек, обвязок, стоек). Увязка — средство крепления, предназначенное для объеди­нения отдельных единиц груза в одно грузовое место.

4.2.  Для изготовления растяжек, обвязок, стяжек, увязок исполь­зуют следующие материалы:

— стальную проволоку по ГОСТ 3282 в термообработанном (от­жиг) состоянии, круглого сечения (ГОСТ 2590), квадратного сече­ния (ГОСТ 2591);
—  прокат или полосу стали (ГОСТ 103);
—  стальные цепи, тросы.

4.3.     Использование для изготовления растяжек, обвязок, стя­жек, увязок иных материалов допускается по согласованию с МПС России при условии подтверждения их надежности в поряд­ке, предусмотренном для разработки ТУ и МТУ (раздел 7 насто­ящей главы).

Диаметр сечения круглого проката должен быть не менее 5 мм; площадь поперечного сечения некруглого проката должна быть не менее 20 мм2. На поверхности проката не должно быть механиче­ских повреждений, трещин, перекруток, расслоений, задиров.

4.4.  Для крепления растяжек и обвязок в вагонах используются:

—  на платформах (рис. 5 настоящей главы): боковые и торцовые стоечные скобы; опорные кронштейны на концевой балке; наполь­ные увязочные устройства (при наличии); боковые скобы на плат­формах для крупнотоннажных контейнеров и колесной техники;

Чертежи крепления и размещения груза

Чертежи крепления и размещения груза

 

— в полувагонах (рис. 6 настоящей главы): нижние увязочные устройства (косынки); средние увязочные устройства, находящиеся на стойках боковых стен на высоте 1100—1200 мм от пола; верхние увязочные устройства в виде скоб внутри и снаружи верхней об­вязки кузова.

4.4.1.   Не допускается крепление растяжек и обвязок к другим де­талям кузова вагона, в том числе к скобам, предназначенным для крепления стоек внутри кузова вагона, к увязочным кольцам, распо­ложенным на верхней обвязке полувагона, а также к кольцам на наружной поверхности секций бортов платформ.

4.4.2.   Допускается использовать составные (из нескольких состав­ных частей) проволочные, полосовые или комбинированные рас­тяжки и обвязки. Прочность соединительных элементов таких растяжек и обвязок должна быть не ниже прочности составных частей растяжки, обвязки.

4.4.3.   При разработка крепления и размещения груза на ж.д. допускается концы растяжек, выполненных из цельного стального стержня и полосы, крепить к грузу при помощи сварки или болтовых соединений. Надежность таких соединений обеспечивается грузоотправителем.

Схемы крепления и размещения груза

Схемы крепления и размещения груза

4.4.4.   Обвязки на платформах закрепляют за две противополож­ные стоечные скобы.

Разработка крепления и размещения груза на ж.д.

Разработка крепления и размещения груза на ж.д.

4.5. Растяжки, обвязки формируют на вагоне следующими спо­собами.

4.5.1. Способ 1. Растяжка, обвязка выполняется из одной непре­рывной нити проволоки. Один конец проволоки (рис. 7 настоящей главы) обводят два раза вокруг увязочного устройства вагона (груза) и закручивают не менее двух раз вокруг нити. Другой конец проволоки пропускают через увязочные устройства последователь­но на грузе и вагоне, формируя растяжку, обвязка с необходимым числом нитей. Конец проволоки заделывают на увязочном устрой­стве вагона (или груза) порядком, указанным выше, обводя его вок­руг половинного количества ни­тей растяжки, обвязки. Концы проволоки для заделки должны быть длиной не менее 500 мм. Направление обвода концов нитей при заделке должно быть таким, чтобы при последующем скручивании растяжки их заделка не ослаблялась. Нити растяжки, обвязки скру­чивают ломиком или другим приспособлением до натяжения.

Размещение и крепление груза

Рис. 7 установка растяжек по способу 1

4.5.2. Способ 2. Растяжка, обвязка изготавливается из одной непрерывной нити проволоки. Нить пропускают через увязочное устройство вагона (груза) и перегибают на нем, образовывая прядь из двух равных по длине нитей (рис. 8 настоящей главы). Далее прядь заводят в увязочные уст­ройства последовательно груза и вагона, формируя растяжку, об­вязку с необходимым числом ни­тей. Конец пряди обводят два раза вокруг увязочного устрой­ства вагона (груза), затем концы проволоки — по отдельности вок­руг половинного количества ни­тей растяжки, обвязки. Требова­ния к заделке концов и скручи­ванию растяжки, обвязки аналогичны способу 1.

Разработка схем размещения груза

Рис. 8 установка растяжек, обвязок по способу 2

4.5.3. Способ 3. Растяжку, об­вязку формируют из пряди, состо­ящей из двух непрерывных нитей проволоки (рис. 9 настоящей гла­вы). Прядь пропускают через увя­зочное устройство вагона (груза) и перегибают, оставляя концы для заделки длиной не менее 500 мм, один из которых закручивают не менее двух раз вокруг пряди. Пос­ле формирования растяжки каж­дый конец пряди по отдельности закручивают аналогичным поряд­ком вокруг разных прядей.

Крепление груза на ж.д.

Рис. 9 установка растяжек, обвязок по способу 3

4.5.4. Установка проволочных растяжек, обвязок способами, от­личными от описанных в подпунктах 4.5.1—4.5.3 настоящей главы, допускается по согласованию с МПС России при условии подтверж­дения их надежности в порядке, предусмотренном для разработки МТУ.

4.6.     Скручивание растяжки, стяжки, обвязки между грузом и увязочным устройством вагона должно быть равномерным по всей длине.

Допускается при длине растяжки, стяжки, ветвей обвязки более 1,5 м скручивать ее в двух местах, не допуская раскручивания скрученно­го ранее участка.

Обвязки необходимо скручивать не менее чем в двух местах — на про­тивоположных ветвях.

В растяжках, обвязках, имеющих перегибы ветвей на грузе, необходи­мо дополнительно скручивать участ­ки между перегибами длиной более 300 мм (рис. 10 настоящей главы).

При разработке чертежа размещения груза приспособ­ление для скручивания должно ус­танавливаться в середине скручи­ваемого участка (между увязочным устройством вагона и груза, между увязочным устройством вагона и перегибом на грузе, местами пе­региба на грузе).

Разработка схем крепления груза

Рис. 10

4.7.   При расчете растяжек, обвязок, стяжек, увязок число нитей проволоки и, соответственно, рабочее сечение и несущая способность определяются без учета концов заделки (рис. 11 настоящей главы). Число нитей в этих средствах крепления должно быть четным.

4.8.    Не допускается формировать на вагоне растяжки, обвяз­ки, увязки, стяжки числом нитей более 8 при диаметре проволоки >6 мм.

4.9.     Не допускается касание между собой растяжек, обвязок при закреплении груза, имеющего возможность упругих колебаний относительно вагона, например обрессоренного.

Проекты погрузки

Рис. 11 Определение количества нитей проволоки в растяжках, обвязках, стяжках

4.10.        Растяжки, обвязки, вы­полненные из прутка или из по­лосовой стали с натяжными уст­ройствами, не должны касаться закрытого борта платформы. Если при закрытом борте этого избежать невозможно, борт должен быть опущен.